Комментарий к ст. 25.9 КоАП РФ

Комментарии

1. О статусе эксперта в производстве по делу об административном правонарушении см. ст. 26.4 КоАП.

Виды специальных познаний, необходимых при проведении экспертизы по делу об административном правонарушении, соответствуют видам специальных познаний, наличие которых требуется при осуществлении экспертизы по гражданским делам: согласно ст. 79 ГПК экспертиза назначается для получения специальных сведений в науке, технике, искусстве или ремесле. В случаях, предусмотренных ст. 82 - 83 ГПК, судом может быть назначена комплексная или комиссионная экспертиза.

2. Содержание прав эксперта, определенное ч. 5 комментируемой статьи, обусловлено его функциональными обязанностями представить объективное заключение в соответствии с вопросами, поставленными перед ним судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении.

3. Форма экспертного заключения и его содержание определены ч. 5 ст. 26.4 КоАП, согласно которой эксперт дает заключение в письменной форме.

Аналогичная форма представления экспертного заключения определена ч. 1 ст. 86 ГПК, в соответствии с которой эксперт дает заключение в письменной форме.

4. Согласно ст. 3 Федерального закона от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 30 декабря 2001 г. N 196-ФЗ) КоАП относится к федеральным законам, составляющим правовую основу государственной судебно-экспертной деятельности. В соответствии со ст. 9 указанного Федерального закона под судебной экспертизой понимается процессуальное действие, состоящее из проведения исследований и дачи заключения экспертом по вопросам, разрешение которых требует специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла и которые поставлены перед экспертом судом, судьей, органом дознания, лицом, производящим дознание, следователем или прокурором в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу; заключение эксперта представляет собой письменный документ, отражающий ход и результаты исследований, проведенных экспертом.

Согласно ст. 17 Федерального закона "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" эксперт вправе:

- ходатайствовать перед руководителем соответствующего государственного судебно-экспертного учреждения о привлечении к производству судебной экспертизы других экспертов, если это необходимо для проведения исследований и дачи заключения;

- делать подлежащие занесению в протокол следственного действия или судебного заседания заявления по поводу неправильного истолкования участниками процесса его заключения или показаний;

- обжаловать в установленном законом порядке действия органа или лица, назначивших судебную экспертизу, если они нарушают права эксперта.

Эксперт также имеет права, предусмотренные соответствующим процессуальным законодательством.

Исчерпывающий перечень обязанностей эксперта определен ст. 16 указанного Федерального закона.

5. В отличие от производство по делам об административных правонарушениях, назначение судебной экспертизы по уголовным делам в случаях, предусмотренных ст. 196 УПК, обязательно.

Эксперт обязан представить объективное заключение: заведомо ложное заключение эксперта квалифицируется как преступление (ч. 1 ст. 307 УК).

За отказ или за уклонение эксперта от исполнения обязанностей, предусмотренных ч. 2 комментируемой статьи, эксперт несет административную ответственность, предусмотренную ст. 17.7 КоАП (умышленное невыполнение требований должностного лица, осуществляющего производство по делу об административных правонарушениях).

В соответствии со ст. 17.9 КоАП заведомо ложное заключение эксперта квалифицируется в качестве административного правонарушения.

6. Исчерпывающий перечень обстоятельств, исключающих возможность участия эксперта в производстве по делу об административном правонарушении, определен ч. 2 ст. 25.12 КоАП.

Статья 25.9 КоАП РФ

1. В качестве эксперта может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле, достаточными для проведения экспертизы и дачи экспертного заключения.

2. Эксперт обязан:

1) явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении;

2) дать объективное заключение по поставленным перед ним вопросам, а также требуемые объяснения в связи с содержанием заключения.

3. Эксперт предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

4. Эксперт имеет право отказаться от дачи заключения, если поставленные вопросы выходят за пределы его специальных познаний или если предоставленных ему материалов недостаточно для дачи заключения.

5. Эксперт вправе:

1) знакомиться с материалами дела об административном правонарушении, относящимися к предмету экспертизы, заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов, необходимых для дачи заключения;

2) с разрешения судьи, должностного лица, лица, председательствующего в заседании коллегиального органа, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, задавать вопросы, относящиеся к предмету экспертизы, лицу, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевшему и свидетелям;

3) указывать в своем заключении имеющие значение для дела обстоятельства, которые установлены при проведении экспертизы и по поводу которых ему не были поставлены вопросы.

6. За отказ или за уклонение от исполнения обязанностей, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, эксперт несет административную ответственность, предусмотренную настоящим Кодексом.

Комментарии ()

    Комментарии - другие статьи

    © 2019-2021 КоАП Российской федерации