529_525107
ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
о передаче дела в Президиум
Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
№ ВАС-15640/13
Москва 13 января 2014 г.
Коллегия Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Березия А.Е., судей Александрова В.Н., Кирюшиной В.Г., рассмотрев в судебном заседании заявление прокурора Свердловского района г. Иркутска от 25.09.2013 о пересмотре в порядке надзора определения Арбитражного суда Иркутской области от 23.07.2013 и постановления Четвертого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2013 по делу № А19-7268/2013,
установила:
Заместитель прокурора Свердловского района г. Иркутска (далее – прокуратура) обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «ФАРМГАРАНТ» (далее – общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Официальный сайт Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации: http://www.arbitr.ru/
(информация о движении дела, справочные материалы и др.).
Определением Арбитражного суда Иркутской области от 23.07.2013 производство по делу прекращено.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2013 определение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре судебных актов в порядке надзора прокуратура ссылается на нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права.
Изучив материалы дела и доводы прокуратуры, изложенные в заявлении, коллегия судей пришла к выводу о наличии оснований для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в связи со следующим.
В ходе проверки общества на предмет соблюдения лицензионных требований при осуществлении фармацевтической деятельности проведенной прокуратурой 15.05.2013, установлено, что вход в помещение аптеки не оборудован устройством (пандусом) для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения.
Полагая, что общество осуществляет фармацевтический вид деятельности с нарушением подпунктов а) и г) пункта 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 № 1081, прокуратура вынесла постановление от 22.05.2013 о возбуждении производства по делу об административном правонарушении предусмотренном частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Прокуратура обратилась в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности на основании указанной нормы.
Суд первой инстанции, прекращая производство по делу, исходил из того, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, поскольку административная ответственность за уклонение от исполнения требований к обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур установлена статьей 9.13 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции поддержал позицию суда первой инстанции.
Однако судами не учтено следующее.
Частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Согласно примечанию к данной статье понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с пунктом 47 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.
Частью 11 статьи 19 этого же Федерального закона установлено, что исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 № 1081 утверждено Положение о лицензировании фармацевтической деятельности (далее - Положение).
В соответствии с подпунктам «а», «г» пункта 5 указанного Положения лицензиат для осуществления фармацевтической деятельности должен соответствовать лицензионным требованиям, в том числе наличие помещения и оборудование, принадлежащие ему на праве собственности или на ином законном основании, необходимые для выполнения работ (услуг), которые составляют фармацевтическую деятельность, соответствующие установленным требованиям, и соблюдать правила отпуска лекарственных препаратов.
Пунктом 6 Положения установлено, что осуществление фармацевтической деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований предусмотренных подпунктами «а» - «з» пункта 5 этого Положения.
В силу статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха культурно-зрелищным и другим учреждениям).
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 04.03.2003 № 80 утвержден Отраслевой стандарт «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения», пунктом 3.1 которого установлено требование о том, что аптечной организации следует предусмотреть возможность входа (выхода людям с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.
Таким образом, при осуществлении фармацевтической деятельности лицензиат обязан соблюдать вышеперечисленные лицензионные требования и условия.
Как установлено судами общество имеет лицензию от 24.12.2012 № ЛО-38-02-000764 на осуществление фармацевтической деятельности, на момент проверки в аптеке общества отсутствовали устройства беспрепятственного доступа маломобильных групп населения – пандусы.
Следовательно, действия общества образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, коллегия судей полагает, что обжалуемые судебные акты подлежат пересмотру в порядке надзора в соответствии с пунктом 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, коллегия судей
определила:
1. Передать в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дело № А19-7268/2013 Арбитражного суда Иркутской области для пересмотра в порядке надзора определения суда первой инстанции от 23.07.2013 и постановления Четвертого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2013.
2. Направить копии определения лицам, участвующим в деле, с приложением копии заявления.
3. Предложить лицам, участвующим в деле, представить в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в срок до 25.02.2014 отзыв на заявление о пересмотре судебных актов в порядке надзора.
Председательствующий судья А.Е. Березий Судья В.Н. Александров Судья В.Г. Кирюшина
Комментарии ()