528_682290

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

№ 304-АД15-3492

ПОСТАНОВЛЕНИЕ г. Москва 10.06.2015

Судья Верховного Суда Российской Федерации Першутов А.Г рассмотрев жалобу открытого акционерного общества «Сургутнефтегаз» на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 05.09.2014 по делу № А75-592/2014 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2014 по тому же делу по заявлению открытого акционерного общества «Сургутнефтегаз» о признании незаконными и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре от 31.12.2013 № 1787-ОК/40 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

открытое акционерное общество «Сургутнефтегаз» (далее – общество обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа Югры с заявлением о признании незаконными и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее – административный округ) от 31.12.2013 № 1787-ОК/40 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа Югры от 05.09.2014, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2014, обществу отказано в удовлетворении заявленных требований.

Общество обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой на указанные судебные акты, в которой просит их отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

При рассмотрении доводов жалобы и принятых по делу судебных актов оснований для удовлетворения упомянутой жалобы не установлено.

Как следует из судебных актов, 14.10.2013 в административный орган от общества поступило сообщение № 01-51-59-3016 о том, что 13.10.2013 вследствие инцидента (некатегорийного отказа) на промысловом трубопроводе - газонефтепроводе «куст № 52 - куст № 196» произошел разлив нефтесодержащей жидкости в объеме ориентировочно 3,6 куб.м. в районе кустовой площадки № 68 Западно-Сургутского месторождения нефти, в результате которого произошло загрязнение земельного участка.

По данному факту административным органом 18.10.2013 в отношении общества возбуждено дело об административном правонарушении, в ходе расследования которого было установлено, что причиной разлива нефти повлекшего нефтезагрязнение природных объектов, является внутренняя коррозия по телу трубы промыслового нефтегазопровода; внутренняя антикоррозийная защита трубопровода отсутствует.

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления административным органом протокола от 18.12.2013 № 1832-ОК/40 об административном правонарушении и вынесения постановления от 31.12.2013 № 1787-ОК/40 о привлечении общества к административной ответственности предусмотренной статьей 8.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, общество оспорило его в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Согласно статье 8.1 КоАП РФ несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании планировке территории, архитектурно-строительном проектировании строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.

Оценив представленные в материалы дела доказательства и установив, что обществом при эксплуатации нефтепровода нарушены экологические требования, установленные законодательством Российской Федерации в области окружающей среды, руководствуясь положениями Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ), Правилами организации мероприятий по предупреждению ликвидации разливов нефти и нефтепродуков на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2002 № 240 (далее – Правила от 15.04.2002 № 240), Правилами по эксплуатации, ревизии, ремонту и отбраковке нефтепромысловых трубопроводов РД 39-132-94, утвержденными Минтопэнерго России 30.12.1993 по согласованию с Госгортехнадзором России (далее – Правила РД 39-132-94), положениями статей 1.5, 2.1, 8.1 КоАП РФ суды пришли к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 КоАП РФ При этом суды приняли во внимание, что являясь собственником нефтегазопровода, входящего в состав трубопроводов для внутрипромыслового сбора и транспорта нефти и сопутствующих ей компонентов - газа и пластовой воды, эксплуатация которых осуществляется, в том числе в соответствии с Правилами РД 39-132-94, общество, будучи ответственным лицом за соблюдение требований законодательства в области окружающей среды, за безопасную эксплуатацию нефтепровода, не предприняло мер по безопасной эксплуатации опасного производственного объекта с целью недопущения негативного воздействия на окружающую среду.

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Ханты Мансийского автономного округа - Югры по делу № А75-500/2014 установлено, что общество при эксплуатации промыслового трубопровода газонефтепровода «куст № 52 - куст № 196» не соблюдало экологические требования (пункт 4 Правил от 15.04.2002 № 240), что повлекло 13.10.2013 в районе кустовой площадки № 68 Западно-Сургутского месторождения нефти разлив нефтесодержащей жидкости, вследствие некатегорийного отказа названного трубопровода.

Некатегорийный отказ трубопровода не мог произойти самопроизвольно Прорывы трубопроводов возникают либо в результате невыполнения, либо некачественного выполнения всех необходимых требований по эксплуатации трубопроводов, установленных нормативными правовыми актами в данной сфере регулирования.

В соответствии с пунктом 4 Правил от 15.04.2002 № 240 предприятия обязаны содержать в исправном состоянии технологическое оборудование заблаговременно проводить инженерно-технические мероприятия направленные на предотвращение возможных разливов нефти и нефтепродуктов и (или) снижение масштабов опасности их последствий, а также организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте.

Установив все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, которые были оценены в их совокупности и взаимосвязи, учитывая преюдициальные обстоятельства, установленные упомянутым вступившим в законную силу судебным актом по делу № А75-500/2014, суды признали правомерным оспариваемое постановление административного органа и отказали обществу в удовлетворении заявленных требований.

Обжалуя указанные судебные акты в Верховный Суд Российской Федерации, общество приводит доводы об отсутствии в его действиях состава вмененного административного правонарушения, поскольку, по его мнению, в рассматриваемом случае было допущено нарушение требований промышленной безопасности, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, однако у административного органа отсутствуют полномочия для проверки соблюдения требований промышленной безопасности.

Вместе с тем, указанные доводы являлись предметом рассмотрения судов и получили надлежащую правовую оценку. Как указали суды, в рассматриваемом случае обществу вменяется нарушение требований в области окружающей среды, а именно: факт непринятия мер по безопасной эксплуатации опасного производственного объекта с целью недопущения негативного воздействия на окружающую среду. При этом проверка соблюдения требований промышленной безопасности, в частности порядка проведения экспертизы промышленной безопасности, согласования расчетных сроков эксплуатации, административным органом не осуществлялась.

Приводимые обществом в поданной в Верховный Суд Российской Федерации жалобе доводы связаны с переоценкой доказательств и фактических обстоятельств дела, установленных судами, в том числе относительно соблюдения административным органом процедуры рассмотрения дела об административном правонарушении.

Поскольку все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судами на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств и им дана надлежащая правовая оценка, оснований для удовлетворения жалобы общества и отмены или изменения обжалуемых судебных актов не имеется.

Назначенный административный штраф соответствует размеру санкции предусмотренному статьей 8.1 КоАП РФ, а оспариваемое постановление вынесено в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.

Оснований для признания совершенного обществом правонарушения малозначительным и освобождения его от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ суды не установили.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации

постановил:

решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа Югры от 05.09.2014 по делу № А75-592/2014 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2014 по тому же делу оставить без изменения, а жалобу открытого акционерного общества «Сургутнефтегаз» – без удовлетворения.

Судья Верховного Суда Российской Федерации А.Г.Першутов

Комментарии ()

    Судебная практика по статье 8.1 КоАП РФ

    Карта сайта