ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
№ 37-АД14-3
ПОСТАНОВЛЕНИЕ г. Москва 26 сентября 2014 г.
Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П рассмотрев жалобу начальника отдела - старшего судебного пристава Волховского РОСП УФССП России по Орловской области Кузнецовой Н.В. на решение судьи Орловского областного суда от 25 ноября 2013 г. и постановление заместителя председателя Орловского областного суда от 30 декабря 2013 г., вынесенные в отношении Колонтаева М А по делу об административном правонарушении предусмотренном частью 1 статьи 17.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
частью 1 статьи 17.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение должником законодательства об исполнительном производстве, выразившееся в невыполнении законных требований судебного пристава-исполнителя, представлении недостоверных сведений о своих правах на имущество, несообщении об увольнении с работы о новом месте работы, учебы, месте получения пенсии, иных доходов или месте жительства.
Постановлением начальника отдела - старшего судебного пристава Волховского РОСП УФССП России по Орловской области Кузнецовой Н.В. от 25 сентября 2013 г., оставленным без изменения решением судьи Волховского районного суда Орловской области от 22 октября 2013 г., Колонтаев М.А признан виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного частью 1 статьи 17.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 1000 рублей за то, что Колонтаев М.А., являясь должником по исполнительному производству о взыскании алиментов, не сообщил судебному приставу-исполнителю о том, что он 23 апреля 2014 г. устроился на новое место работы - в ОАО « ».
Решение судьи Орловского областного суда от 25 ноября 2013 г оставленным без изменения постановлением заместителя председателя Орловского областного суда от 30 декабря 2013 г., указанные выше акты отменены, производство по делу об административном правонарушении прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации начальник отдела - старший судебный пристав Волховского РОСП УФССП России по Орловской области Кузнецова Н.В. просит отменить решение судьи Орловского областного суда от 25 ноября 2013 г., постановление заместителя председателя Орловского областного суда от 30 декабря 2013 г. и возвратить дело на новое рассмотрение.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя с учетом положений части 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях позволяет прийти к следующим выводам.
Отменяя состоявшиеся по делу постановления, судья Орловского областного суда исходил из того, что судебный пристав-исполнитель Волховского РОСП УФССП России по Орловской области не наделен правом составления протоколов об административных правонарушениях предусмотренных частью 1 статьи 17.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, следовательно, протокол об административном правонарушении в отношении Колонтаева М.А. составлен неправомочным должностным лицом.
С такими выводами судьи Орловского областного суда согласиться нельзя.
Согласно части 1 статьи 23.68 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 410-ФЗ) федеральный орган исполнительной власти уполномоченный на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов, рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 13.26, 17.8.1, частями 1 и 3 статьи 17.14, статьей 17.15 данного кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных названным кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах компетенции соответствующего органа.
Частью 4 этой нормы (в редакции Федерального закона от 27 июня 2011 г. № 162-ФЗ) предусмотрено, что перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частями 1, 2 и 3 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях, устанавливается соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской
Федерации и Банком России в соответствии с задачами и функциями возложенными на указанные органы федеральным законодательством.
Приказом Федеральной службы судебных приставов России от 1 августа 2012 г. № 334 утвержден перечень должностных лиц Федеральной службы судебных приставов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, в который включены судебные приставы-исполнители.
Таким образом, судебный пристав-исполнитель Волховского РОСП УФССП России по Орловской области наделен правом составления протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи
17.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, прекращая производство по настоящему делу в связи с отсутствием события административного правонарушения, судьей Орловского областного суда не было учтено следующее.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, Колонтаев М.А. устроился на работу в ОАО « » 23 апреля 2013 г.
Согласно пункту 2 статьи 111 Семейного кодекса Российской Федерации лицо, обязанное уплачивать алименты, должно в трехдневный срок сообщить судебному исполнителю и лицу, получающему алименты, о перемене места работы или жительства, а при уплате алиментов несовершеннолетним детям - и о наличии дополнительного заработка или иного дохода.
Пунктом 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» предусмотрено, что невыполнение предусмотренной правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том что административное правонарушение не является длящимся. Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
Из содержания части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 316-ФЗ) следует, что срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет два месяца со дня его совершения.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.
Следовательно, срок давности привлечения Колонтаева М.А. к административной ответственности начал исчисляться по прошествии предусмотренного пунктом 2 статьи 111 Семейного кодекса Российской Федерации трехдневного срока и истек 27 июня 2013 г., то есть до вынесения постановления начальника отдела - старшего судебного пристава Волховского РОСП УФССП России по Орловской области от 25 сентября 2013 г.
При таких обстоятельствах постановление начальника отдела - старшего судебного пристава Волховского РОСП УФССП России по Орловской области Кузнецовой Н.В. от 25 сентября 2013 г., решение судьи Волховского районного суда Орловской области от 22 октября 2013 г., решение судьи Орловского областного суда от 25 ноября 2013 г. и постановление заместителя председателя Орловского областного суда от 30 декабря 2013 г., вынесенные в отношении Колонтаева М.А. по делу об административном правонарушении предусмотренном частью 1 статьи 17.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене, а производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации
постановил:
постановление начальника отдела - старшего судебного пристава Волховского РОСП УФССП России по Орловской области Кузнецовой Н.В. от 25 сентября 2013 г., решение судьи Волховского районного суда Орловской области от 22 октября 2013 г., решение судьи Орловского областного суда от 25 ноября 2013 г. и постановление заместителя председателя Орловского областного суда от 30 декабря 2013 г., вынесенные в отношении Колонтаева М.А. по делу об административном правонарушении предусмотренном частью 1 статьи 17.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Судья Верховного Суда Российской Федерации В.П.Меркулов
Комментарии ()