ВЕРХОВНЫЙ СУД

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

№ 80-АД14-6

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Москва 10 сентября 2014 г.

Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев надзорную жалобу ООО «Профинвест» Шагаева А И на постановление судьи Димитровградского городского суда Ульяновской области от 3 октября 2013 г., решение судьи Ульяновского областного суда от 26 ноября 2013 г. и постановление заместителя председателя Ульяновского областного суда от 6 марта 2014 г., вынесенные в отношении ООО «Профинвест» по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением судьи Димитровградского городского суда Ульяновской области от 3 октября 2013 г., оставленным без изменения решением судьи Ульяновского областного суда от 26 ноября 2013 г. и постановлением заместителя председателя Ульяновского областного суда от 6 марта 2014 г., ООО «Профинвест» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, ООО «Профинвест» Шагаев А.И. просит отменить постановления, вынесенные в отношении общества по делу об административном правонарушении предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, считая их незаконными.

Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы свидетельствует об отсутствии оснований для удовлетворения данной жалобы.

В соответствии со статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических и санитарно эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами (в ред Федерального закона от 28 декабря 2009 г. № 380-ФЗ) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (вред. Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 309-ФЗ).

В силу пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Обращение с каждым видом отходов производства и потребления зависит от их происхождения, агрегатного состояния, физико-химических свойств субстрата количественного соотношения компонентов и степени опасности для здоровья населения и среды обитания человека. Степень (класс) опасности отходов определяется в соответствии с действующим нормативным документом расчетным и экспериментальным путем (пункт 2.3 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 апреля 2003 г. № 80).

Согласно пунктам 1.2, 1.4, 2.9, 2.10 СП 2.1.7.1386-03 «Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 16 июня 2003 г. № 144, правила устанавливают гигиенические требования и критерии по определению класса опасности отходов производства и потребления по степени их токсичности и вводятся в целях установления и предотвращения вредного воздействия токсичных отходов (далее - отходы) на среду обитания и здоровье человека. Требования правил являются обязательными для всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, занимающихся обращением с отходами производства и потребления. Определение класса опасности отхода производится для каждой партии отходов, вывозимых за пределы предприятия, на котором они образовались. Установленный производителем (собственником) класс опасности отхода согласовывается с учреждением, осуществляющим государственный санитарно-эпидемиологический контроль в соответствующей территории.

Пунктами 2 и 3 статьи 14 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ) установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт.

В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7- ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ) строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов должны осуществляться по утвержденным проектам с соблюдением требований технических регламентов в области охраны окружающей среды. При осуществлении строительства и реконструкции зданий, строений, сооружений и иных объектов принимаются меры по охране окружающей среды в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу статьи 35 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» строительство реконструкция, капитальный и текущий ремонт здания или сооружения консервация объекта, строительство которого не завершено, должны осуществляться таким образом, чтобы негативное воздействие на окружающую среду было минимальным и не возникала угроза для жизни и здоровья граждан имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, жизни и здоровья животных и растений.

Собственник отходов I - IV класса опасности вправе отчуждать эти отходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения этими отходами, если у такого лица имеется лицензия на осуществление деятельности по использованию обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов не меньшего класса опасности (пункт 3 статьи 4 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ).

Пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ установлено, что лица, которые допущены к обращению с отходами I - IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV класса опасности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

Согласно статье 11 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами;

Как усматривается из материалов дела, ООО «Профинвест» осуществляет деятельность по производству общестроительных работ по возведению зданий разборке и сносу зданий, расчистке строительных участков на строительной площадке по адресу: Ульяновская область, г. Димитровград,.

При рассмотрении поступившего из прокуратуры г. Димитровграда Ульяновской области обращения гражданина и материалов дела об административном правонарушении в отношении Ш осуществлявшего перевозку отходов с нарушением требований санитарного законодательства Российской Федерации, должностным лицом Регионального управления № 172 Федерального медико-биологического агентства (ФМБА России) установлено, что ООО «Профинвест» осуществляет указанную выше деятельность с нарушением санитарных правил и норм.

По данному факту в отношении ООО «Профинвест» возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 7 - 8).

В ходе административного расследования должностным лицом ФМБА России установлено, что ООО «Профинвест» осуществляет деятельность по обращению с отходами с нарушением экологических и санитарно эпидемиологических требований, предусмотренных приведенными выше нормами закона, а именно:

- не установлен, не определен и не согласован с учреждением осуществляющим государственный санитарно-эпидемиологический контроль класс опасности отходов по степени их воздействия на среду обитания и здоровье человека в соответствии с санитарными правилами;

- не имеется паспортов на I - IV классы опасности;

- производится передача образовавшихся в процессе ведения работ строительных отходов с целью транспортирования на объекты захоронения лицу не имеющему лицензию, без использования спецтранспорта, допустившему сброс отходов на почву на территории городского поселения;

- лица, допущенные к обращению с отходами I - IV классов опасности, не имеют профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV классов опасности;

- не ведется учет отходов, образовавшихся, использованных, обезвреженных переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов;

- в уполномоченный орган не представляется отчетность об образовании использовании, обезвреживании и размещении отходов.

10 сентября 2013 г. должностным лицом Регионального управления № 172 ФМБА России в отношении ООО «Профинвест» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 3 - 6).

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами: протоколом об административном правонарушении (л.д. 3 - 6), определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования (л.д. 7 - 8), протоколами опросов свидетелей Х иС (л.д. 12 - 15), докладной начальнику Территориально-хозяйственного комплекса ОАО « » (л.д. 18), фототаблицей (л.д. 19 - 30), копией протокола об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Ш (л.д. 56), копией постановления о прекращении производства по делу в отношении Ш в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности (л.д. 103), заявлением начальнику МО МВД России «Димитровградский» (л.д. 58), протоколом осмотра места происшествия (л.д. 59 - 60), фототаблицей к протоколу осмотра места происшествия (л.д. 62 - 63), копией обращения П в прокуратуру г. Димитровграда (л.д. 75) и иными материалами дела, которым была дана оценка на предмет допустимости достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, совершенное деяние образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в

соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об

административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. Так, в силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены: наличие события административного правонарушения, лицо, его совершившее, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

То обстоятельство, что между ООО «Профинвест» и ООО «»

(ООО « ») был заключен договор на оказание услуг по захоронению отходов (л.д. 31, 52 - 53), не свидетельствует о том, что обществом не были нарушены требования пункта 3 статьи 4 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ.

В соответствии с указанной нормой собственник отходов I - IV класса опасности вправе отчуждать эти отходы в собственность другому лицу передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения этими отходами, если у такого лица имеется лицензия на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию транспортированию, размещению отходов не меньшего класса опасности.

В соответствии с пунктом 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности лицензированию подлежит деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности (в ред. Федерального закона от 25 июня 2012 г. № 93-ФЗ).

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В ходе производства по делу установлено, что образовавшиеся в процессе ведения работ строительные отходы передавались Ш для транспортирования на объекты захоронения. Вместе с тем указанное лицо осуществляло не только транспортирование отходов, но и их размещение, путем сброса в лесном массиве на территории городского поселения. Данное обстоятельство объективно подтверждено показаниями свидетелей Х

и С (л.д. 12 - 15), докладной начальнику Территориально хозяйственного комплекса ОАО « » (л.д. 18), фототаблицей (л.д. 19 - 30), копией протокола об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Ш (л.д. 56).

В этой связи ссылка заявителя на то, что в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации на перевозку отходов лицензия не требуется, несостоятельна.

Утверждение заявителя жалобы о том, что водитель автомобиля Ш не является работником ООО «Профинвест», не имеет правового значения, поскольку факт передачи указанному лицу отходов в ходе производства по делу установлен и защитником общества не оспаривался.

Таким образом, ООО «Профинвест» в нарушение требований части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность.

Представленным в рамках рассмотрения жалобы на постановление судьи первой инстанции паспорту опасного отхода - мусор строительный, а также документам в подтверждение квалификации лица, ответственного за обращение с отходами (приказ о приеме на работу М , копия свидетельства о повышении квалификации) (л.д. 131 - 134) судьей областного суда обоснованно дана критическая оценка. Данные документы вызывают сомнения в своей достоверности, поскольку не были представлены по запросу в ходе административного расследования и при рассмотрении дела, об их отсутствии у общества заявлено защитником Медведевым В.Р. в ходе судебного разбирательства (л.д. 104 оборот).

Доводы жалобы не опровергают выводы судебных инстанций о виновности ООО «Профинвест» в совершении административного правонарушения предусмотренного статьей 8.2 Кодекса российской Федерации об административных правонарушениях, не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановлений и не могут служить основанием к их отмене.

Постановление о привлечении ООО «Профинвест» к административной ответственности за совершение административного правонарушения предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Административное наказание назначено ООО «Профинвест» в пределах установленных санкцией статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Нарушений норм материального и процессуального права в ходе производства по настоящему делу допущено не было.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации

постановил:

постановление судьи Димитровградского городского суда Ульяновской области от 3 октября 2013 г., решение судьи Ульяновского областного суда от 26 ноября 2013 г. и постановление заместителя председателя Ульяновского областного суда от 6 марта 2014 г., вынесенные в отношении ООО «Профинвест по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а надзорную жалобу ООО «Профинвест» Шагаева А.И без удовлетворения Судья Верховного Суда Российской Федерации В.П. Меркулов

Комментарии ()

    Судебная практика по статье 2.1 КоАП РФ

    Карта сайта