ВЕРХОВНЫЙ СУД

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

№56-АД17-10

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Москва 10 апреля 2017 г.

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров СБ рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя Сибилева К В на вступившие в законную силу постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Приморскому краю Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приморскому краю от 29 июня 2015 г. № 03-241/2015, решение судьи Первореченского районного суда г Владивостока от 27 января 2016 г., решение судьи Приморского краевого суда от 29 марта 2016 г. и постановление заместителя председателя Приморского краевого суда от 10 июня 2016 г., вынесенные в отношении индивидуального предпринимателя Сибилева К В по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Приморскому краю Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приморскому краю (далее - Управление Росприроднадзора по Приморскому краю) от 29 июня 2015 г. № 03-241/2015, оставленным без изменения решением судьи Первореченского районного суда г. Владивостока от 27 января 2016 г решением судьи Приморского краевого суда от 29 марта 2016 г. и постановлением заместителя председателя Приморского краевого суда от 10 июня 2016 г., индивидуальный предприниматель Сибилев К В . признан виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации индивидуальный предприниматель Сибилев К.В. ставит вопрос об отмене постановления должностного лица и судебных актов, состоявшихся в отношении его по настоящему делу об административном правонарушении ссылаясь на их незаконность.

Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.

В соответствии со статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Состав данного административного правонарушения образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства.

Пунктом 1 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Пунктом 2 данной статьи установлен запрет на сброс отходов производства и потребления на почву.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определяет Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ).

Согласно статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ (здесь и далее положения данного Федерального закона приведены в редакции действовавшей на момент выявления обстоятельств, послуживших основанием для привлечения индивидуального предпринимателя Сибилева К.В. к административной ответственности) под отходами производства и потребления понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; накоплением отходов признается временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания размещения, транспортирования.

Статьей 11 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ установлено что индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в частности: соблюдать экологические санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 апреля 2003 г. № 80 утверждены санитарно эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.7.1322-03 Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления (далее - СанПиН 2.1.7.1322-03).

Данными правилами установлены гигиенические требования к размещению, устройству, технологии, режиму эксплуатации и рекультивации мест централизованного использования, обезвреживания и захоронения отходов производства и потребления (объектов), требования которых предназначены для юридических и физических лиц, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией объектов и рекультивацией земель.

Согласно пункту 3.2 СанПиН 2.1.7.1322-03 временное складирование отходов производства и потребления допускается, в частности: на производственной территории основных производителей (изготовителей отходов; на открытых, специально оборудованных для этого площадках.

В зависимости от технологической и физико-химической характеристики отходов допускается их временно хранить: в производственных или вспомогательных помещениях; в нестационарных складских сооружениях (под надувными, ажурными и навесными конструкциями); в резервуарах накопителях, танках и прочих наземных и заглубленных специально оборудованных емкостях; в вагонах, цистернах, вагонетках, на платформах и прочих передвижных средствах; на открытых, приспособленных для хранения отходов площадках (пункт 3.4 СанПиН 2.1.7.1322-03).

В соответствии с пунктом 3.6 СанПиН 2.1.7.1322-03 накопление и временное хранение промотходов на производственной территории осуществляется по цеховому принципу или централизованно. При этом

хранение твердых промотходов I класса разрешается исключительно в

герметичных оборотных (сменных) емкостях (контейнеры, бочки, цистерны), II

- в надежно закрытой таре (полиэтиленовых мешках, пластиковых пакетах); III

- в бумажных мешках и ларях, хлопчатобумажных мешках, текстильных

мешках; IV - навалом, насыпью, в виде гряд.

В силу пункта 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 при временном хранении отходов

в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом,

насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия:

поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-

накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и

ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.); поверхность

площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически

стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая

плитка и др.).

Как следует из материалов дела, 6 мая 2015 г. Приморской межрайонной

природоохранной прокуратурой с участием специалистов Управления

Росприроднадзора по Приморскому краю проведена проверка, в рамках которой

установлено, что на земельном участке в границах горного отвода

Первореченского месторождения порфирита (андезита, строительного камня,

скального грунта) в г. Владивостоке с кадастровым номером 25:28:040014:2883,

расположенном примерно в 156 м от ориентира (адрес ориентира: г.

Владивосток, ул. Выселковая, д. 49) по направлению на юго-восток,

предоставленном Департаментом земельных и имущественных отношений

Приморского края индивидуальному предпринимателю Сибилеву К.В. под

объекты складского назначения на основании договора аренды от 31 декабря

2013 г. № 04-Ю-18168 сроком на три года, осуществляется добыча полезных

ископаемых, числящихся на государственном балансе с применением тяжелой

спецтехники.

На данном участке имеются две промышленные площадки, на территории

которых установлено наличие мест накопления отходов производства и

потребления: лома черных металлов, промасленной ветоши, масел

автомобильных отработанных, пластиковой тары, бытовых отходов (упаковка,

пищевые отходы), отработанных покрышек. Места накопления указанных

отходов не оборудованы надлежащим образом, отходы свалены в кучи, часть их

(лом черных металлов, твердые бытовые отходы) частично располагаются на

открытой почве, что не соответствует требованиям пунктов 3.2, 3.4, 3.6, 3.7

СанПиН 2.1.7.1322-03.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными

доказательствами: протоколом об административном правонарушении, актом

проверки, фототаблицей, договором аренды земельного участка и иными

материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости,

достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской

Федерации об административных правонарушениях.

I

Несоблюдение индивидуальным предпринимателем Сибилевым К.В экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Утверждение заявителя об отсутствии доказательств нахождения мест накопления отходов в границах земельного участка с кадастровым номером,

а равно образования отходов от деятельности индивидуального предпринимателя Сибилева КВ., состоятельным признать нельзя.

Соответствующие обстоятельства являлись предметом исследования в ходе производства по делу, при этом должностным лицом и судебными инстанциями достоверно установлено, что несоблюдение экологических и санитарно эпидемиологических требований при накоплении отходов производства и потребления выявлено на арендуемом индивидуальным предпринимателем Сибилевым К.В. земельном участке.

Согласно договору аренды земельного участка от 31 декабря 2013 г. №,

заключенному между Департаментом земельных и имущественных отношений Приморского края и индивидуальным предпринимателем Сибилевым КВ., последнему предоставлен земельный участок с кадастровым номером , площадью м2, расположенный примерно в 156 м относительно ориентира (г. ) по направлению на юго-восток, вид разрешенного использования участка: объекты складского назначения, цель предоставления: для целей, не связанных со строительством: для размещения материалов и передвижных модулей.

Материалы дела объективно свидетельствуют о том, что проверка была проведена Приморской межрайонной природоохранной прокуратурой с участием специалистов Управления Росприроднадзора по Приморскому краю на земельном участке с кадастровым номером , той же площадью и местоположением относительно обозначенного в упомянутом договоре ориентира, то есть на земельном участке, предоставленном индивидуальному предпринимателю Сибилеву К.В. Департаментом земельных и имущественных отношений Приморского края на основании означенного договора.

В рамках проверки земельный участок определен должностными лицами Приморской межрайонной природоохранной прокуратуры и Управления

Росприроднадзора по Приморскому краю по ориентиру, указанному в

названном договоре аренды.

То обстоятельство, что несоблюдение экологических и санитарно эпидемиологических требований при накоплении отходов производства и потребления выявлено на земельном участке, находящемся во временном владении и пользовании индивидуального предпринимателя Сибилева К.В. на основании договора аренды земельного участка от 31 декабря 2013 г. № 04-ю- 18168, подтверждено данным договором, актом проверки, фототаблицей и иными собранными по делу доказательствами, которые получили надлежащую оценку и обоснованно признаны достаточными для вывода о виновности указанного лица в совершении вмененного административного правонарушения.

Ссылки заявителя на положения Федерального закона от 18 июня 2001 г. № 78-ФЗ «О землеустройстве», постановления Правительства Российской Федерации от 20 августа 2009 г. № 688 «Об утверждении Правил установления на местности границ объектов землеустройства» и Инструкции по межеванию земель, утвержденной Комитетом Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству 8 апреля 1996 г., необоснованны и ошибочны Предусмотренные данными актами требования, предъявляемые к порядку и правилам установления на местности границ земельных участков, не подлежали применению при проведении проверки и определении границ земельного участка, осмотр которого осуществлялся. Соответствующие требования закрепленные, в частности, в названной Инструкции, определяют основное содержание, порядок выполнения, контроля, приемки и оформления результатов работ по межеванию земель и предназначены для граждан и юридических лиц, выполняющих работы по межеванию земель, необходимые, в частности, для постановки на кадастровый учет.

В ходе проверки в числе прочего выявлено нахождение на используемом индивидуальным предпринимателем Сибилевым К.В. земельном участке двух промышленных площадок с хозяйственными постройками, складами древесины, горюче-смазочных материалов и металлоконструкций, что соответствует его разрешенному использованию и цели его предоставления.

При этом факт использования земельного участка в целях, для которых он предоставлен, индивидуальным предпринимателем Сибилевым К.В. не оспаривался.

Таким образом, должностным лицом и судебными инстанциями сделан обоснованный вывод о том, что накопление на земельном участке отходов (лома черных металлов, промасленной ветоши, масел автомобильных отработанных, пластиковой тары, бытовых отходов (упаковка, пищевые отходы), отработанных покрышек) связано с деятельностью индивидуального предпринимателя Сибилева К.В. по фактическому использованию арендуемого земельного участка.

Выводы, изложенные в постановлении Арбитражного суда Дальневосточного округа от 10 февраля 2016 г. по делу № А51-14039/2015 об оспаривании постановления должностного лица, вынесенного в отношении индивидуального предпринимателя Сибилева К.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и в решении Арбитражного суда Приморского края от 13 ноября 2015 г оставленном без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 14 апреля 2016 г. и постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 16 августа 2016 г. по делу № А51-14036/2015 об оспаривании постановления должностного лица, вынесенного в отношении индивидуального предпринимателя Сибилева К.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.4 названного Кодекса, преюдициального значения не имеют.

Постановление должностного лица и судебные акты по настоящему делу приняты на основании установленных конкретных обстоятельств дела и факта нарушения индивидуальным предпринимателем Сибилевым К.В. требований нормативных актов.

Более того, указанные акты арбитражных судов не содержат выводов ставящих под сомнение установленный в рамках настоящего дела об административном правонарушении факт несоблюдения индивидуальным предпринимателем Сибилевым К.В. экологических и санитарно эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления и наличие в совершенном им деянии состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы, имеющие правовое значение, являлись предметом проверки в ходе производства по делу, правомерно отклонены по мотивам, приведенным в обжалуемых актах. Выводы должностного лица и судебных инстанций о виновности индивидуального предпринимателя Сибилева К.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, основаны на положениях названного Кодекса, законодательства об охране окружающей среды, об отходах производства и потребления и совокупности собранных по делу доказательств, оснований не согласиться с ними не имеется.

Несогласие заявителя с оценкой установленных должностным лицом и судебными инстанциями обстоятельств правовым основанием к отмене принятых по делу актов не является.

Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

Административное наказание назначено индивидуальному предпринимателю Сибилеву К.В. в пределах санкции статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление о привлечении индивидуального предпринимателя Сибилева К.В. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации

постановил:

постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Приморскому краю Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приморскому краю от 29 июня 2015 г. № 03-241/2015, решение судьи Первореченского районного суда г. Владивостока от 27 января 2016 г., решение судьи Приморского краевого суда от 29 марта 2016 г. и постановление заместителя председателя Приморского краевого суда от 10 июня 2016 г вынесенные в отношении индивидуального предпринимателя Сибилева К.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменения, жалобу индивидуального предпринимателя Сибилева К.В. - без удовлетворения Судья Верховного Суда Российской Федерации С Б . Никифоров

Комментарии ()

    Судебная практика по статье 8.2 КоАП РФ

    Карта сайта