ВЕРХОВНЫЙ СУД

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 205-АД16-4

г. Москва Г) С, мая 2016 г.

Заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации председатель Судебной коллегии по делам военнослужащих Хомчик ВВ рассмотрев жалобу начальника военной автомобильной инспекции (территориальной) подполковника Мироненко И.В. на решение судьи

окружного военного суда от 27 июля 2015 г. и постановление заместителя председателя окружного военного суда от 25 ноября 2015 г., вынесенные в отношении военнослужащего войсковой части сержанта Магомедова Р Х по делу об административном правонарушении,

2 предусмотренном ч. 1 ст. 12.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),

установил постановлением судьи гарнизонного военного суда от 16 июня 2015 г. Магомедов Р.Х. был признан виновным в нарушении правил перевозки опасных грузов, не имея свидетельства о подготовке водителей транспортных средств, перевозящих опасные грузы, а также свидетельства о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов, т.е. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.212 КоАП РФ, и ему был назначено административное наказание административный штраф в размере 2000 (две тысячи) рублей.

Решением судьи окружного военного суда от 27 июля 2015 г. постановление судьи гарнизонного военного суда от 16 июня 2015 г. о назначении административного наказания Магомедову Р.Х. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.21 2 КоАПРФ, отменено.

Производство по делу об административном правонарушении предусмотренном ч. 1 ст.12.212 КоАП РФ, в отношении Магомедова Р.Х прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Постановлением заместителя председателя окружного военного суда от 25 ноября 2015 г. решение судьи

окружного военного суда от 27 июля 2015 г. в отношении Магомедова Р.Х. оставлено без изменения, а жалоба начальника военной автомобильной инспекции (территориальной) Мироненко И.В. - без удовлетворения.

В жалобе, направленной в Верховный Суд Российской Федерации начальник военной автомобильной инспекции (территориальной Мироненко И.В. просит состоявшиеся судебные постановления отменить и принять новое решение, удовлетворив его жалобу. В частности, Мироненко И.Д. указывает, что к перевозке дизельного топлива автотранспортными средствами внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации не применяются положения п. 1.2 Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, утвержденных приказом Минтранса Российской Федерации от 8 августа 1995 г. № 73, поскольку дизельное топливо не относится к отдельным видам опасных грузов, следовательно, за нарушение правил перевозки опасных грузов транспортными средствами внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации виновные лица подлежат административной ответственности по ч. 1 ст.

12.21 2 КоАПРФ.

Изучив материалы истребованного дела, и проверив доводы жалобы нахожу, что имеются основания для ее удовлетворения частично.

2

Частью 1 ст. 12.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за перевозку опасных грузов водителем, не имеющим свидетельства о подготовке водителей транспортных средств, перевозящих опасные грузы, свидетельства о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов, специального разрешения или аварийной карточки системы информации об опасности, предусмотренных правилами перевозки опасных

грузов, а равно за перевозку опасных грузов на транспортном средстве,

конструкция которого не соответствует требованиям правил перевозки

опасных грузов или на котором отсутствуют элементы системы информации

об опасности либо оборудование или средства, применяемые для ликвидации

последствий происшествия при перевозке опасных грузов, либо за несоблюдение условий перевозки опасных грузов, предусмотренных указанными правилами.

Согласно протоколу об административном правонарушении военнослужащий войсковой части сержант Магомедов Р.Х. 7 мая 2015 г. в 12 часов 50 минут, на ул. Ростовская, д. 4, в пос. Персиановский Ростовской области, управляя автомобилем , государственный регистрационный знак , нарушил правила перевозки опасных грузов, не имея свидетельства о подготовке водителя транспортных средств к перевозке опасных грузов, а также свидетельства о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов, чем допустил нарушение п. 23.5 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090 (далее - ПДД).

Пунктом 23.5 ПДД установлено, что перевозка тяжеловесных и опасных грузов осуществляются в соответствии со специальными правилами.

В состоявшихся по делу решении и постановлении судья окружного военного суда и заместитель председателя окружного военного суда сослались на п. 1.2 Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, утвержденных приказом Минтранса России от 8 августа

1995 г. № 73, которым установлено, что действия указанных Правил не распространяются на перевозки отдельных видов опасных грузов автотранспортными средствами, принадлежащими вооруженным силам органам государственной безопасности и внутренних дел, и пришли к выводу, что при таких условиях отсутствует состав административного правонарушения.

Вместе с тем, такое утверждение не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации, а также международным договорам и соглашениям.

Пунктом 3.2.1 Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом установлено, что водители и другие работники автотранспортных организаций, непосредственно занятые оформлением подготовкой и обслуживанием перевозки опасных грузов, должны соблюдать требования указанных Правил.

Пунктом 3 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15

апреля 2011 г. № 272, установлено, что перевозка опасных грузов

автомобильным транспортом в городском, пригородном и междугородном

сообщении осуществляется в соответствии с требованиями, установленными

приложениями А и В Европейского соглашения о международной дорожной

перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 г. (ДОЛОГ) и указанными

Правилами.

Дизельное топливо по требованиям ГОСТ 19433-88 «Грузы опасные.

Классификация и маркировка», ДОПОГ 2015 года (п. 3.2.1 Таблицы А

(Перечень опасных грузов), примечания 2 к п. 2.2.3.1.1 Приложения А приложения № 7.3 к Правилам перевозки опасных грузов автомобильным транспортом относится к 3 классу опасных грузов и к № 1202 веществ по списку ООН.

Пункт 1.2 Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом содержит требование о том, что действие указанных Правил не распространяется на перевозки отдельных видов опасных грузов автотранспортными средствами, принадлежащими вооруженным силам органам государственной безопасности и внутренних дел.

Поскольку перевозка отдельных видов опасных грузов определяется инструкциями по перевозке отдельных видов опасных грузов, не вошедших в номенклатуру, приведенную в Правилах перевозки опасных грузов автомобильным транспортом (п. 5.1.1), а дизельное топливо отнесено к опасным грузам, на перевозку которого распространяются общие требования законодательства, перевозчик, вне зависимости от принадлежности автотранспортного средства к внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации обязан выполнять требования ДОПОГ, Правила перевозок грузов автомобильным транспортом утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 г. № 272, и Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, утвержденные приказом Минтранса России от 8 августа

1995 г. № 73, при перевозке дизельного топлива.

Пунктом 5.1.8 Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом предусмотрено, что к перевозке опасных грузов допускаются водители, имеющие свидетельство о прохождении специальной подготовки

по утвержденным программам для водителей, осуществляющих перевозку

опасных грузов. При этом согласно п. 5.1.9 указанных Правил водитель,

осуществляющий перевозку опасного груза, должен иметь при себе

свидетельство о допуске водителя к перевозке опасных грузов.

В соответствии с п. 2.12.1 Правил перевозки опасных грузов

автомобильным транспортом перевозка неочищенной после транспортировки

опасного груза порожней тары производится в том же порядке, что и

перевозка данного опасного груза, в соответствии с требованиями указанных

Правил.

Согласно п.2.12.4 Правил перевозки опасных грузов автомобильным

транспортом перевозка тары после ее полной очистки осуществляется на

общих основаниях, как неопасный груз, при этом в товарно-транспортной

накладной грузоотправителем (грузополучателем) делается отметка красным

цветом «Тара очищена».

Факт нарушения Магомедовым Р.Х. правил перевозки опасных грузов, а

именно перевозка опасных грузов водителем, не имеющим свидетельства о

подготовке водителей транспортных средств, перевозящих опасные грузы в

указанном в протоколе месте и в указанное время, а также, не имеющим свидетельства о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов был установлен гарнизонным военным судом и подтверждается протоколом об административном правонарушении, объяснениями инспектора ДПС ВАИ Пудогина М.Е., протоколом судебного заседания и другими материалами дела. Гарнизонным военным судом было установлено, что тара после отгрузки дизельного топлива не была очищена, а при таких условиях движение автомобиля не могло осуществляться на общих основаниях, как перевозка неопасного груза. Такое нарушение квалифицируется в

2 соответствии с ч. 1 ст. 12.21 КоАП РФ.

Таким образом, по настоящему делу установлены все признаки состава указанного административного правонарушения.

В соответствии со ст. 23.77 КоАП РФ к полномочиям военной автомобильной инспекции отнесены дела об административных правонарушениях, предусмотренные ст. 12.21 КоАП РФ, в отношении водителей транспортных средств внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации.

При указанных обстоятельствах и в связи с тем, что при рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении сержанта Магомедова Р.Х. судьи окружного военного суда неверно истолковали и применили к настоящим правоотношениям нормы материального права принятые по делу решение судьи окружного военного суда от 27 июля 2015 г. и постановление заместителя председателя

окружного военного суда от 25 ноября 2015 г., подлежат отмене.

В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ и в связи с тем, что на момент рассмотрения в Верховном Суде Российской Федерации жалобы начальника

военной автомобильной инспекции (территориальной) срок давности привлечения Магомедова Р.Х. к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.212 КоАП РФ истек, постановление судьи гарнизонного военного суда от 16 июня 2015 г. подлежит отмене, производство по настоящему делу в силу положений п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ подлежит прекращению, в связи с истечением сроков давности привлечения к

административной ответственности.

На основании изложенного, руководствуясь п.4 ч.2 ст.30.17 и ст. 30.18

КоАП РФ,

постановил:

Жалобу начальника военной автомобильной инспекции (территориальной) подполковника Мироненко И.В. удовлетворить частично.

Постановление судьи гарнизонного военного суда от 16 июня 2015 г., решение судьи окружного военного суда от 27 июля 2015 г. и постановление заместителя председателя

окружного военного суда от 25 ноября 2015 г., вынесенные в отношении Магомедова Р Х , по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.212 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменить.

На основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по данному делу об административном правонарушении прекратить в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности Заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации председатель Судебной коллегии по делам военнослужащих В.В. Хомчик

Комментарии ()

    Судебная практика по статье 12.21.2 КоАП РФ

    Карта сайта