Комментарий к ст. 8.32 КоАП РФ

Комментарии

1. Обязанность граждан соблюдать правила пожарной безопасности в лесах в обобщающем виде определена ст. 86 ЛК, обязанности лесопользователей по охране лесов от пожара предусмотрены ст. 94 того же Кодекса (в ред. Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 116-ФЗ).

Лесопользователи обязаны разрабатывать и утверждать по согласованию с лесхозами, входящими в систему Министерства природных ресурсов РФ, планы противопожарных мероприятий, а также проводить их в установленные сроки. Упомянутые лесхозы оказывают содействие лесопользователям при разработке ими планов противопожарных мероприятий. Перечень противопожарных мероприятий, требования к планам этих мероприятий определяются МПР России.

Граждане и юридические лица в местах проведения на территории лесного фонда работ, культурно-массовых и других мероприятий обязаны иметь средства пожаротушения в соответствии с нормами, утвержденными МПР и МЧС России, а также содержать указанные средства в пожароопасный период в готовности, обеспечивающей их немедленное использование. В случае отсутствия утвержденных норм на указанные средства граждане и юридические лица обязаны иметь первичные средства пожаротушения, перечень и количество которых определяются лесхозом системы МПР России.

2. Правилами пожарной безопасности в лесах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 9 сентября 1993 г. N 886, определены Общие требования к предприятиям, организациям, учреждениям, другим юридическим лицам и гражданам. Общими требованиями, в частности, предусмотрено следующее.

В пожароопасный сезон, т.е. в период с момента схода снегового покрова в лесу до наступления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снегового покрова, запрещается: разводить костры в хвойных молодняках, старых горельниках, на участках поврежденного леса (ветровал, бурелом), торфяниках, лесосеках с оставленными порубочными остатками и заготовленной древесиной, в местах с подсохшей травой, а также под кронами деревьев.

Предприятиям, организациям, учреждениям, другим юридическим лицам и гражданам запрещается выжигание травы на лесных полянах, прогалинах, лугах и стерни на полях (в том числе проведение сельскохозяйственных палов), на землях лесного фонда и на земельных участках, непосредственно примыкающих к лесам, а также защитным и озеленительным лесонасаждениям.

Администрации районов и городов могут по представлению государственных органов управления лесным хозяйством разрешать лесхозам и территориальным подразделениям баз авиационной охраны лесов проводить ранней весной и осенью контролируемое выжигание сухой травы на полянах, прогалинах, лугах и напочвенного покрова в лесах в целях предупреждения возникновения лесных пожаров.

Предприятия, организации, учреждения, другие юридические лица и граждане, которым не утверждены нормы обеспечения противопожарным оборудованием и средствами для тушения лесных пожаров, обязаны иметь в местах проведения работ и расположения объектов первичные средства пожаротушения (бочки с водой, ящики с песком, огнетушители, топоры, лопаты, метлы и др.), перечень и количество которых согласовываются с лесхозами.

3. Правилами пожарной безопасности в лесах определены специальные требования к предприятиям, организациям, учреждениям, другим юридическим лицам и гражданам, ведущим рубки леса.

Предприятия, организации, учреждения, другие юридические лица (в том числе лесхозы) и граждане, ведущие рубки леса, обязаны независимо от способа и времени рубок производить одновременно с заготовкой древесины очистку мест рубок от порубочных остатков.

Способы очистки мест рубок указываются лесхозами в лесорубочных билетах.

При проведении выборочных и постепенных рубок, а также при проведении сплошных рубок в случаях, когда лесопользователи обязаны сохранить подрост и молодняк, должны применяться преимущественно безогневые способы очистки лесосек от порубочных остатков.

4. Арендаторы участков лесного фонда наряду с выполнением требований, предусмотренных п. 10 - 13 Правил пожарной безопасности в лесах, обязаны:

- разрабатывать и утверждать для каждого арендуемого участка лесного фонда по согласованию с государственными органами управления лесным хозяйством противопожарные мероприятия в соответствии с планами противопожарного устройства и обеспечивать их проведение;

- обеспечивать тушение лесных пожаров в местах проведения работ и действующих лесовозных дорог, а на остальной территории оказывать по требованию лесхозов и баз авиационной охраны лесов помощь в тушении пожаров на неосвоенных, а также пройденных рубкой участках лесного фонда путем выделения рабочей силы и техники.

5. Правилами пожарной безопасности в лесах установлена особая система требований к различным юридическим лицам: организациям, в ведении которых находятся железные и автомобильные дороги, торфодобывающим предприятиям, предприятиям и организациям, занимающимся лесными промыслами, и др.

6. Нарушение указанных выше требований пожарной безопасности в лесах рассматривается в качестве проступка при подтверждении самого факта нарушения; данное правонарушение совершается, как правило, по неосторожности.

7. Граждане и должностные лица, виновные в совершении указанных нарушений, несут административную ответственность, если эти нарушения не влекут за собой уголовной ответственности по действующему законодательству.

Уничтожение или повреждение лесов, а равно насаждений, не входящих в лесной фонд, в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности, а также уничтожение или повреждение лесов, а равно насаждений, не входящих в лесной фонд, путем поджога рассматриваются в качестве преступлений, предусмотренных ч. 1, 2 ст. 261 УК.

8. Наложение административного штрафа за нарушение требований пожарной безопасности в лесах не освобождает должностных лиц, граждан и юридических лиц от обязанности устранить допущенное нарушение в срок, установленный органом системы МПР России.

9. О должностных лицах, рассматривающих дела об административных правонарушениях, предусмотренных данной статьей, см. п. 9 комментария к ст. 8.24. Помимо указанных должностных лиц дела о комментируемых правонарушениях вправе также рассматривать должностные лица Государственной противопожарной службы МЧС России, указанные в ч. 2 ст. 23.34 КоАП (при этом необходимо учитывать процессуальные особенности, установленные ч. 3 ст. 23.34 КоАП; см. также п. 1, 2 комментария к названной статье).

Статья 8.32 КоАП РФ

1. Нарушение правил пожарной безопасности в лесах -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

2. Выжигание хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов с нарушением требований правил пожарной безопасности на земельных участках, непосредственно примыкающих к лесам, защитным и лесным насаждениям и не отделенных противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.

2.1. Действия, предусмотренные частями 1, 2 настоящей статьи, совершенные в лесопарковом зеленом поясе, -

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.

3. Нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

4. Нарушение правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение лесного пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.

Примечание. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

Комментарии ()

    Комментарии - другие статьи

    © 2019-2022 КоАП Российской федерации