528_648930

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

№ 307-АД14-6421

ПОСТАНОВЛЕНИЕ г. Москва 10.03.2015

Судья Верховного Суда Российской Федерации Першутов А.Г рассмотрев жалобу открытого акционерного общества «Аэропорт Мурманск» в лице генерального директора Д.А. Сластина на решение Арбитражного суда Мурманской области от 26.05.2014 по делу № А42-39/2014, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2014 по тому же делу по заявлению открытого акционерного общества «Аэропорт Мурманск» к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Мурманской области о признании незаконным и отмене постановления от 18.12.2013 № 765 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

открытое акционерное общество «Аэропорт Мурманск» (далее общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Мурманской области о признании незаконным и отмене постановления от 18.12.2013 № 765 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решением Арбитражного суда Мурманской области от 26.05.2014, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2014, в удовлетворении заявленных требований отказано.

Заявитель обратился в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой в которой просит об отмене обжалуемых судебных актов, считая их незаконными.

При изучении доводов жалобы и обжалуемых судебных актов оснований для отмены судебных актов не установлено.

Статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение санитарно - эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта.

Как следует из состоявшихся по делу судебных актов, Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Мурманской области проведена плановая проверка соблюдения обществом требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и в сфере защиты прав потребителей.

По результатам проверки должностными лицами административного органа установлены следующие нарушения требований санитарного законодательства:

- в зале международных авиалиний, рассчитанном на 120 человек отсутствуют туалетные комнаты;

- медицинские помещения аэровокзала не имеют в своем составе помещений для временного пребывания больных (изолятор).

Признавая правомерным привлечение общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, арбитражные суды исходили из того что в силу положений статьи 24, пункта 4 статьи 39 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при эксплуатации производственных, общественных помещений зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Под государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами в силу статьи 1 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при этом понимаются нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.

Пунктом 2.1 Санитарно-гигиенических требований к аэровокзалам гражданской авиации, утвержденных 29.03.1985 (вступили в силу с 01.01.1986) предусмотрено, что площадь помещений основного и дополнительного обслуживания пассажиров, служебных, вспомогательных и технических помещений должна соответствовать Ведомственным нормам технологического проектирования аэровокзалов (ВНТП 3-81), а пунктом 3.18 установлена обязательность наличия в помещениях вылетающих пассажиров наличие женской и мужской уборных.

Поскольку в зале международных авиалиний аэровокзала, рассчитанном на 120 человек, отсутствуют туалетные комнаты, арбитражные суды пришли к обоснованному выводу о том, что обществом при эксплуатации помещений аэровокзала было допущено нарушение санитарно-эпидемиологических требований.

Приводимые в жалобе общества доводы о том, что туалетные комнаты были переданы для использования сотрудникам пограничной службы, не опровергают выводов судов, поскольку, как следует из оспариваемых судебных актов, туалетные комнаты находятся в закрытом состоянии, возможность свободного прохода к ним пассажиров исключена. Таким образом, доступные для пассажиров туалетные комнаты в аэровокзале по существу отсутствуют.

Пунктом 15 Приложения 1 Приказа Роспотребнадзора от 27.08.2012 № 871 «О типовых требованиях к оснащению и оборудованию санитарно карантинных пунктов и учреждений, обеспечивающих деятельность санитарно карантинного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации» также предусмотрено, что для временной изоляции лиц с подозрением на особо опасные болезни в СКП или медицинском пункте пункта пропуска должны быть предусмотрены и оборудованы специальные помещения. Помещения для временной изоляции должны находиться в отдельно стоящем здании или иметь отдельные вход и выход либо быть изолированными от других помещений в здании пункта пропуска. В состав помещений для временной изоляции входят: боксовое помещение для временной изоляции граждан с подозрением на опасные инфекционные болезни; помещение для медицинского работника; тамбур; туалет, душ Помещения для временной изоляции должны быть оборудованы отдельной приточно-вытяжной вентиляцией с механическим побуждением. Стены и полы должны быть выполнены из легко моющихся материалов.

Как установлено арбитражными судами при рассмотрении дела, в нарушение указанных положений приказа Роспотребнадзора в составе здравпункта аэропорта отсутствует помещение для временного пребывания больных, а имеется лишь комната временного ожидания для маломобильных пассажиров.

Доводы жалобы общества о неопределенности в том, отсутствие каких именно помещений (комнаты временного пребывания больных или изолятора для временного пребывания больных) вменяется ему в вину, не свидетельствуют о наличии предусмотренных статьей 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оснований для отмены судебных актов арбитражных судов, поскольку не ставят под сомнение наличие события административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации

постановил:

решение Арбитражного суда Мурманской области от 26.05.2014 по делу № А42-39/2014, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2014 по тому же делу оставить без изменения, а жалобу открытого акционерного общества «Аэропорт Мурманск» – без удовлетворения Судья Верховного Суда Российской Федерации А.Г. Першутов

Комментарии ()

    Судебная практика по статье 6.4 КоАП РФ

    Карта сайта