1. Меры, осуществление которых должностными лицами влечет за собой ограничение прав участников дорожного движения на управление, пользование транспортным средством, предусмотрены Законом РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции", Законом РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации".
По смыслу п. 2 ст. 28 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" ограничение прав на управление транспортным средством может быть обусловлено и совершением правонарушений, виды которых устанавливаются федеральным законом.
Согласно п. 1 ст. 28 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами являются:
- истечение установленного срока действия водительского удостоверения;
- ухудшение здоровья водителя, препятствующее безопасному управлению транспортными средствами, подтвержденное медицинским заключением;
- лишение права на управление транспортными средствами.
В соответствии с решением Верховного Суда РФ от 13 марта 1998 г. перечень оснований прекращения действия права на управление транспортными средствами, установленный п. 1 ст. 28 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", является исчерпывающим.
Согласно ст. 27 - 28 Федерального закона "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" военнослужащие внутренних войск имеют право применять специальные средства для остановки транспортных средств, водители которых не выполнили законные требования сотрудников милиции или военнослужащих внутренних войск остановиться.
Военнослужащие внутренних войск имеют право применять оружие для остановки транспортного средства в условиях режима чрезвычайного положения путем повреждения транспортного средства, если водитель отказывается остановиться, несмотря на законные требования сотрудников милиции или военнослужащих внутренних войск.
В соответствии со ст. 29 вышеуказанного Федерального закона боевая и специальная техника, состоящая на вооружении внутренних войск, применяется для остановки транспортного средства в условиях режима чрезвычайного положения, если водитель отказывается остановиться, несмотря на законные требования сотрудников милиции или военнослужащих внутренних войск.
О временном изъятии транспортных средств и об их досмотре в условиях чрезвычайного положения см. соответственно абз. 1 п. 3 и абз. 1 п. 4 комментария к ст. 20.5.
Ограничение движения транспортных средств и осуществление их досмотра возможны в условиях военного положения (см. подп. 11 п. 2 ст. 7 Федерального конституционного закона от 30 января 2002 г. N 1-ФКЗ "О военном положении"). О легитимном ограничении прав на управление транспортным средством и его эксплуатацию в случаях, предусмотренных законом РФ "О Государственной границе Российской Федерации", а также при исполнении военно-транспортных мобилизационных обязанностей см. п. 2 комментария к ст. 18.2, комментарии к ст. 18.4 (применительно к ограничениям в условиях пограничного режима), к ст. 19.25.
2. Права собственника на управление, пользование транспортным средством могут быть ограничены при принудительном изъятии у собственника имущества в случаях реквизиции, конфискации имущества, а также в иных случаях, исчерпывающий перечень которых предусмотрен п. 2 ст. 235 ГК.
Ограничение указанных прав является следствием применения к владельцам и водителям транспортных средств мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях: досмотра транспортного средства (ст. 27.9 КоАП), отстранения от управления транспортным средством и медицинского освидетельствования на состояние опьянения (ст. 27.12 КоАП), задержания транспортного средства, запрещения его эксплуатации (ст. 27.13 КоАП), ареста транспортного средства (ст. 27.14 КоАП).
Согласно ст. 11 Закона РФ "О милиции" должностные лица милиции вправе:
- временно ограничивать или запрещать движение транспорта и пешеходов на улицах и дорогах, а также не допускать граждан на отдельные участки местности и объекты, обязывать их остаться там или покинуть эти участки и объекты в целях защиты здоровья, жизни и имущества граждан, проведения следственных и розыскных действий;
- запрещать эксплуатацию транспортных средств при наличии у них технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения, а также транспортных средств, владельцами которых не исполнена установленная федеральным законом обязанность по страхованию гражданской ответственности; останавливать транспортные средства и проверять документы на право пользования и управления ими, страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства, а также документы на транспортные средства и перевозимые грузы; осуществлять с участием водителей или граждан, сопровождающих грузы, осмотр транспортных средств и грузов; производить досмотр транспортных средств при подозрении, что они используются в противоправных целях; отстранять от управления транспортными средствами лиц, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, а равно не имеющих документов на право управления или пользования транспортным средством; задерживать транспортные средства, находящиеся в розыске; ограничивать или запрещать проведение ремонтно-строительных и других работ на улицах и дорогах, если не соблюдаются требования по обеспечению общественной безопасности.
3. Применительно к отношениям, существовавшим до введения в действие КоАП, решением Верховного Суда РФ от 2 декабря 1999 г. N ГКПИ 99-689 было установлено, что изъятие водительского удостоверения является мерой обеспечения производства по делам об административных нарушениях правил дорожного движения и может применяться только до уплаты водителем штрафа. Ограничения прав граждан на управление транспортными средствами в этот период не происходит, поскольку до уплаты штрафа (в том числе при удержании штрафа в принудительном порядке) право на управление транспортными средствами подтверждается временным разрешением.
4. Порядок осуществления мер по ограничению рассматриваемых прав участников дорожного движения определяется подзаконным актом в случаях, прямо предусмотренных федеральным законом, устанавливающим данные ограничения прав. В частности, согласно ч. 5 ст. 27.13 КоАП задержание транспортного средства, помещение его на стоянку, хранение, а также запрещение эксплуатации транспортного средства осуществляются в порядке, установленном Правительством РФ.
Ограничение рассматриваемых прав участников дорожного движения по основаниям, не предусмотренным федеральным законом, либо осуществление указанных мер гражданами, должностными лицами в нарушение порядка, установленного подзаконным актом, квалифицируется в качестве рассматриваемого административного правонарушения.
5. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются судьями.
Дела об административных правонарушениях, производство по которым осуществляется в форме административного расследования, рассматриваются судьями районных судов, а в случаях, не требующих проведения административного расследования, - мировыми судьями (ср. ч. 1, абз. 2 и 4 ч. 3 ст. 23.1 КоАП).
Применение к владельцам и водителям транспортных средств, другим участникам дорожного движения не предусмотренных федеральным законом мер, направленных на ограничение прав на управление, пользование транспортным средством либо его эксплуатацию, или нарушение установленного порядка применения предусмотренных федеральным законом мер, направленных на ограничение прав на управление, пользование транспортным средством либо его эксплуатацию, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере двух тысяч рублей; на должностных лиц - двадцати тысяч рублей.
Комментарии ()
Написать комментарий