ВЕРХОВНЫЙ СУД

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

№ 53-АД16-9

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Москва 4 апреля 2016 г.

Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев жалобу защитника Павловского И М , действующего на основании доверенности в интересах Муниципального унитарного предприятия муниципального образования г. Норильск «Коммунальные объединенные системы» (далее - МУП «КОС», предприятие), на вступившие в законную силу постановление и.о. начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю в г. Норильске (далее - территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Норильске) от 31 июля 2014 г. № 410, решение судьи Норильского городского суда Красноярского края от 24 декабря 2014 г., решение судьи Красноярского краевого суда от 16 апреля 2015 г. и постановление председателя Красноярского краевого суда от 18 сентября 2015 г вынесенные в отношении МУП «КОС» по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),

установил:

постановлением и.о. начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Норильске от 31 июля 2014 г. № 410, оставленным без изменения решением судьи Норильского городского суда Красноярского края от 24 декабря 2014 г., решением судьи Красноярского краевого суда от 16 апреля 2015 г. и постановлением председателя Красноярского краевого суда от 18 сентября 2015 г., МУП «КОС» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.5 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, защитник Павловский ИМ. просит отменить постановление должностного лица и судебные акты, вынесенные в отношении МУП «КОС» по настоящему делу об административном правонарушении, ссылаясь на необоснованность привлечения предприятия к административной ответственности.

Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.

В соответствии со статьей 6.5 КоАП РФ нарушение санитарно эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до трех тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Пунктами 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ) установлено, что питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Согласно частям 1, 5 статьи 24 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ) организация, осуществляющая горячее водоснабжение с использованием централизованных и нецентрализованных (автономных) систем горячего водоснабжения, обязана подавать абонентам горячую воду соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей предусмотренных данной статьей и частью 7 статьи 8 названного Федерального закона. Горячая вода, подаваемая абонентам с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, считается соответствующей установленным требованиям в случае, если уровни показателей качества горячей воды не превышают нормативов качества горячей воды более чем на величину допустимой ошибки метода определения.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 7 апреля 2009 г. № 20 утверждены СанПиН 2.1.4.2496-0^ «Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячен водоснабжения. Изменение к СанПиН 2.1.4.1074-01. Санитарно эпидемиологические правила и нормы» (далее - СанПиН 2.1.4.2496-09).

Данные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы устанавливаю гигиенические требования к качеству воды и организации систем централизованного горячего водоснабжения, а также правила контроля качеств воды, подаваемой такими системами, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности (пункт 1.1 СанПиН 2.1.4.2496-09).

Пунктом 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 предусмотрено, что температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °С и не выше 75 °С.

Как следует из материалов дела, предприятие создано на основании постановления Администрации г. Норильска от 9 марта 1992 г. № 107, впоследствии на основании постановления Главы г. Норильска от 23 августа 2006 г. № 1752 и постановления Администрации г. Норильска от 19 декабря 2013 г. № 562, соответственно, дважды переименовано.

Согласно Уставу МУП «КОС», утвержденному распоряжением и.о начальника Управления имущества Администрации г. Норильска от 19 декабря 2013 г. № 150/А-154, основными целями создания предприятия являются выполнение работ и оказание услуг в сфере, в том числе обеспечения холодным водоснабжением, передачи и распределения тепловой энергии; обеспечение эффективной эксплуатации технологического и энергетического оборудования зданий, сооружений, насосных станций коллекторов с выпусками и трубопроводами тепло-, водоснабжения. К числу основных видов деятельности предприятия относятся: систематический контроль качества исходной и очищаемой воды на всех основных этапах ее обработки, оказание услуг по передаче и (или) распределению пара, горячей и холодной воды (л.д. 154-169).

На основании договора от 20 мая 2013 г. № о передаче муниципального имущества в хозяйственное ведение, заключенного между Управлением имущества Администрации г. Норильска и МУП «КОС», предприятию передано и закреплено за ним на праве хозяйственного ведения муниципальное имущество - коллекторное хозяйство, перечисленное в приложении к договору, в том числе камера переключения (КП) по адресу: на перекрестке просп. Ленинский - ул Ленинградская муниципального образования г. Норильск Красноярского края (л.д. 37-101).

5 декабря 2013 г. между МУП «КОС» и ОАО «Норильско-Таймырская энергетическая компания» (далее - ОАО «НТЭК») заключен договор на оказание услуг по передаче тепловой энергии (мощности) теплоносителя (л.д. 173-179).

Данная организация ОАО «НТЭК» в соответствии с постановлением Администрации г. Норильска от 5 июля 2013 г. № 336 является (определена гарантирующей организацией для централизованной системы водоснабжения на территории муниципального образования г. Норильск (л.д. 16).

В силу пункта 6 статьи 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ гарантирующая организация - это организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления поселения, городского округа, которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодногс водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

Постановлением Администрации г. Норильска от 17 декабря 2013 г. № 555 ОАО «НТЭК» присвоен статус единой теплоснабжающей организации для централизованной системы теплоснабжения на территории муниципального образования г. Норильск (л.д. 17).

В соответствии с вышеуказанным договором МУП «КОС» обязуется осуществлять организационно и технологически связанные действия обеспечивающие поддержание технических устройств тепловых сетей в состоянии соответствующем установленным техническими регламентами требованиям преобразование тепловой энергии в центральных тепловых пунктах и передачу тепловой энергии с использованием теплоносителя от точки приема тепловой энергии, теплоносителя до точки передачи тепловой энергии, теплоносителя (пункт 2.1 договора). Качество сетевой воды должно соответствовать физико-химическим и органолептическим свойствам источника водоснабжения с учетом сезонного изменения и деаэрации (пункт 3.3 договора). Исполнитель обязан, в том числе обеспечить передачу тепловой энергии, теплоносителя из точки приема в точку передачи, качество и параметры которых должны соответствовать требованиям технических регламентов и иным обязательным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации (пункт 5.1.1 договора в редакции действовавшей на момент выявления несоответствия горячей воды санитарно эпидемиологическим требованиям, до изменений, внесенных дополнительным соглашением № 2 от 26 сентября 2014 г.) (л.д. 173-179).

В территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Норильске поступила жалоба от гражданина Донскова А.А. от 23 июня 2014 г. на плохое качество горячего водоснабжения и тепловых параметров ниже допустимой нормы + 60 °С.

30 июня 2014 г. главным специалистом-экспертом Территориального отдел Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Норильске в связи поступлением жалобы гражданина на неудовлетворительное качество горяче воды вынесено определение о возбуждении в отношении МУП «КОС» дела о административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.5 КоАП РФ проведении административного расследования.

7 июля 2014 г. с 12 часов 07 минут до 12 часов 12 минут в мест осуществления хозяйственной деятельности МУП «КОС» в камере переключени на перекрестке просп. Ленинский - ул. Ленинградская муниципальног образования г. Норильск Красноярского края с участием представите предприятия, двух понятых и специалиста Филиала ФБУЗ «Центр гигиены эпидемиологии в Красноярском крае» в г. Норильске проведено измерен температуры горячей воды из сбросной задвижки Т1, которая составила + 52 °( что зафиксировано в протоколе осмотра принадлежащих юридическому лицу индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся тг вещей и документов.

8 июля 2014 г. Филиалом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии Красноярском крае» в г. Норильске составлен протокол физических факторов .

167-175, согласно которому температура горячей воды из сбросной задвижки г камеры переключения, расположенной на перекрестке просп. Ленинский - ул Ленинградская муниципального образования г. Норильск Красноярского края, при допустимом параметре + 60 °С составила + 52 °С ± 0,3 °С.

Филиалом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае» в г Норильске проведена санитарно-эпидемиологическая экспертиза о соответствии (несоответствии) государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам образца (пробы) воды, отобранного в камере переключения на перекрестке просп. Ленинский - ул. Ленинградская муниципального образования г Норильск Красноярского края.

Согласно экспертному заключению от 14 июля 2014 г. № 343Н температура горячей воды, отобранной на указанном участке, не соответствует требованиям пункта 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09.

16 июля 2014 г. в Территориальном отделе Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Норильске при рассмотрении экспертного заключения от 14 июля 2014 г. № 343Н, протокола измерений физических факторов от 8 июля 2014 г. № 167-175 обнаружено нарушение МУП «КОС» санитарно эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению: температура горячей воды, отобранной из сбросной задвижки Т1 в камере переключения в месте осуществления деятельности предприятия по вышеуказанному адресу, составила + 52 °С ± 0,3 °С при нормативе не ниже + 60 °С, что не соответствует требованиям пункта 2.4 СанПиН 2.1.4.2496- 09.

17 июля 2014 г. должностным лицом Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Норильске в отношении МУП «КОС» по данному факту составлен протокол № об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.5 КоАП РФ.

Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения МУП «КОС» к административной ответственности.

Факт нарушения предприятием санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств: определением с возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования (л.д. 130); протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений территорий и находящихся там вещей и документов (л.д. 132-134); протоколов измерений физических факторов (л.д. 138-139); заключением санитарно эпидемиологической экспертизы (л.д. 140-141); протоколом об административное правонарушении (л.д. 143-146) и иными материалами дела, получившими оценю на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности п правилам статьи 26.11 КоАП РФ.

Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению влече административную ответственность, установленную статьей 6.5 КоАП РФ.

Должностное лицо и судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о совершении предприятием административного правонарушения, предусмотренного данной нормой.

Требования статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Довод жалобы о том, что МУП «КОС» не является субъектом вмененного административного правонарушения, поскольку не осуществляет поставку горячей и холодной воды потребителям, а только оказывает единственному гарантирующему поставщику ОАО «НТЭК» (теплоснабжающей организации услуги по транспортировке воды в рамках соответствующего договора, нельзя признать состоятельным в силу следующего.

Водоснабжение представляет собой водоподготовку, транспортировку и подачу питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировку и подачу горячее воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованны систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение) (пункт 4 статьи Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ).

Водопроводная сеть - комплекс технологически связанных между собо инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, з исключением инженерных сооружений, используемых также в целя теплоснабжения (пункт 5 статьи 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 41( ФЗ).

Организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, являете юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованной систем горячего водоснабжения, отдельных объектов такой системы (пункт 16 статьи Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ).

Централизованная система горячего водоснабжения - компле технологически связанных между собой инженерных сооружена предназначенных для горячего водоснабжения путем отбора горячей воды тепловой сети или из сетей горячего водоснабжения либо путем нагрева воды С отбора горячей воды из тепловой сети с использованием центрального тепловс пункта (пункт 27 статьи 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1.2 СанПиН 2.1.4.2496-09, устанавливают гигиенические требования к качеству воды и организации сисп централизованного горячего водоснабжения, а также правила контроля качес воды, эти требования являются обязательными для исполнения все юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельно связана с организацией и (или) обеспечением систем централизованного горяч водоснабжения.

МУП «КОС» является субъектом, обеспечивающим транспортировку холодной и горячей воды.

Транспортировка воды производится от границы раздела между гарантирующим поставщиком (ОАО «НТЭК») и транзитной организацией (МУП «КОС») до границы раздела между этой транзитной организацией и управляющей компанией, непосредственно предоставляющей коммунальные услуги (подачу горячей и голодной воды) потребителям.

В рамках осуществления своей деятельности МУП «КОС» эксплуатирует систему водоснабжения, тепловые сети предприятия являются частью центральной системы горячего водоснабжения.

По смыслу пунктов 4, 16 статьи 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ, а также, исходя из иных приведенных выше положений данного Федерального закона и материалов дела, деятельность МУП «КОС» связана с осуществлением холодного и горячего водоснабжения с использованием централизованных систем холодного и горячего водоснабжения.

В силу приведенных выше положений пункта 2 статьи 19 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно эпидемиологическим требованиям.

Таким образом, на организации, осуществляющие эксплуатацию централизованных систем водоснабжения, в силу закона возложена обязанность обеспечить соответствие качества воды указанных систем санитарным правилам Все исполнители, участвующие в обеспечении населения питьевой водой ответственны за качество подаваемой воды в границах принадлежност соответствующих сетей.

Субъектами административной ответственности, предусмотренной статьей 6.! КоАП РФ, могут выступать как лица, осуществляющие забор воды, так и лицг которые производят ее транспортировку, подачу в жилой фонд и п внутридомовым сетям непосредственно потребителю.

При этом условиями вышеуказанного договора на оказание услуг по передач тепловой энергии (мощности) теплоносителя предусмотрено, что качество сетево воды должно соответствовать физико-химическим и органолептическим свойства источника водоснабжения с учетом сезонного изменения и деаэрации (пункт 3 договора). Исполнитель (МУП «КОС») обязан, в том числе обеспечить переда тепловой энергии, теплоносителя из точки приема в точку передачи, качество параметры которых должны соответствовать требованиям технически регламентов и иным обязательным требованиям, установлены законодательством Российской Федерации (пункт 5.1.1 договора в редакци действовавшей на момент выявления несоответствия горячей воды санитарн эпидемиологическим требованиям, до изменений, внесенных дополнительнь соглашением № 2 от 26 сентября 2014 г.).

Поскольку МУП «КОС» является организацией, обеспечивающей транспортировку холодной и горячей воды, и эксплуатирующей централизованную систему водоснабжения, оно обязано исполнять требования законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе санитарно-эпидемиологических норм и правил к качеству воды и, вопреки доводам жалобы, является субъектом административного правонарушения предусмотренного статьей 6.5 КоАП РФ.

Доказательств, которые могли бы свидетельствовать о принятии предприятием необходимых и достаточных мер, направленных на выполнение санитарно эпидемиологических требований к качеству воды, не имеется.

При таких обстоятельствах должностное лицо и судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о наличии в деянии предприятия объективной стороны состава вмененного административного правонарушения.

Постановление о привлечении МУП «КОС» к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Административное наказание назначено МУП «КОС» в пределах санкции статьи 6.5 КоАП РФ.

Жалобы на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрены в порядке, установленном статьями 30.6, 30.9, 30.16 КоАП РФ соответственно, доводы жалоб, имеющие правовое значение для дела, получили надлежащую оценку.

Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РС могли повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 КоАП РФ судья Верховного Суда Российской Федерации

постановил:

постановление и.о. начальника территориального отдела Управлени Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Норильске от 31 июля 2014 г. } 410, решение судьи Норильского городского суда Красноярского края от 2 декабря 2014 г., решение судьи Красноярского краевого суда от 16 апреля 2015 г постановление председателя Красноярского краевого суда от 18 сентября 2015 ] вынесенные в отношении МУП «КОС» по делу об административно правонарушении, предусмотренном статьей 6.5 КоАП РФ, оставить без изменени а жалобу защитника Павловского ИМ., действующего на основании доверенное в интересах МУП «КОС», - без удовлетворения Судья Верховного Суда Российской Федерации В.П. Меркул*

Комментарии ()

    Судебная практика по статье 6.5 КоАП РФ

    Карта сайта